Непрерывное
развитие технологий в современном обществе имеет, как и любой процесс,
двоякое влияние на человека и окружающую среду. С одной стороны, в
погоне за прибылью, люди бездумно тратят богатства планеты, и в тоже
время новые возможности их использования позволяют не только
компенсировать урон, нанесенный природе, но и выйти на качественно
другие уровни цивилизованного потребления. Хорошей иллюстрацией
является поворот сюжета о добыче морского зверя.
Этот древнейший вид промысла сложился еще в первом тысячелетии до
н.э. Приморские жители северной части Тихого океана добывали себе
средства к существованию охотой на крупных морских животных – китов,
моржей и тюленей. Они не только использовали мясо и жир в пищу, для
отопления и освещения жилищ, сделанных из шкур, также как и лодки,
одежда и обувь, но даже платили ими дань.
С развитием общества в 18 веке наступил период судового
промышленного промысла. Россия и Норвегия добывала морского зверя в
Белом и Баренцевом морях, около Гренландии и Ньюфаундленда охотились
канадские зверобои. Основной интерес представляли мясо и жир – ворвань,
так как они обладали целебными свойствами и использовались в медицине
для лечения туберкулеза и язвенных болезней. Это было сырье для синтеза
витамина А и других фармацевтических препаратов. Шкуры не представляли
особого интереса, так как из-за отсутствия технологий выделки изделия
получались грубые и зажиренные. На территории Советского Союза
практически весь объем меха тюленя, а точнее – каспийского тюленя,
байкальской и кольчатой нерп использовался для изготовления мужских
головных уборов.
В начале 20-ого века запасы зверя резко сократились, и после
принятия общемировых мер по восстановлению популяции возобновилась
регулируемая добыча с большим количеством ограничений и запретов. В
настоящее время добыча гренландского тюленя жестко квотирована. В
Канаде создан научно-исследовательский институт морского зверя, так как
в ее территориальных водах обитает самое большое поголовье тюленей. На
основе его данных о численности тюленей, количестве рыбы и других
факторах, поддерживающих равновесие биосферы Северной Атлантики,
определяются квоты на добычу, поскольку регулируемая охота – это
возможность уменьшить количество слабых и больных животных. Весь
годовой объем шкур тюленя – не более 375 тыс. (для сравнения – мировой
объем разводной норки составляет 40 млн. шкур).
Теперь
понятно, почему шкуры тюленя относятся малораспространенным,
эксклюзивным природным материалам. Обладая при этом потрясающей
прочностью и носкостью (он близок к эталону – меху морской выдры –
калану и почти в 2 раза превосходит норку), ни с чем не сравнимой
фактурой и лучшей влагоустойчивостью среди всех распространенных мехов,
этот мех всегда был мечтой модельеров и дизайнеров.
Благодаря новейшим технологиям стало возможно великолепно выделывать
шкуры этого зверя, живущего в ледяной воде и имеющего 10-ти
сантиметровый слой жира на теле. Шкурам придается необычайная мягкость
и разные расцветки, сохраняя при этом прочность кожи, шелковистость
меха и оригинальный естественный пятнистый узор.
Искусством такой выделки владеют всего несколько компаний в мире,
которые специализируются на поставках этого полуфабриката. Один из
лидеров этого рынка – компания RIEBER SKINN A/S, уже 125 лет
занимающаяся поставками шкур морского зверя. После небольшого перерыва
1985-1987 компания вернулась на русский рынок, где работала с 30-х
годов и предложила полуфабрикат шкур гренландского тюленя совершенно
нового качества. Все это открыло мех тюленя для мира моды заново!
И уже в 1999 году московская фирма BOS BISON,
известная своим качеством и оригинальными идеями в производстве мужской
верхней одежды из кожи и меха в сотрудничестве с компанией RIEBER SKINN
A/S представила избалованной московской публике коллекцию из меха
тюленя на Неделе высокой моды в Москве. Показ произвел настоящий фурор,
а ее автор - Владимир Зубец - был признан лучшим российским дизайнером
по результатам опроса обозревателей моды крупнейших российских СМИ.
Полностью отказавшись от стереотипов в работе с таким материалом,
Владимир Зубец своей коллекцией задал новую точку отсчета в
изготовлении одежды из шкур морского зверя.
Трудно
переоценить вклад компании BOS BISON в дело популяризации одежды из
морского зверя. Этой фирмой было предложено шить тюленя по кожаной
технологии, что позволило сделать швы совсем незаметными. В коллекциях
BOS BISON’а было впервые использовано свойство изменения визуального
впечатления от меха в зависимости от направления ворса: когда ворс
лежит вниз – мех зеркально блестит, вверх – приобретает глубокий
матовый цвет, а при горизонтальном расположении шкур появляется
голографический эффект, вызывающий внезапное ощущение объема. Качество
и дизайн оценили на родине тюленя - в Норвегии. Компания OLESEN STUDIO,
занимающаяся продажей элитной одежды, представляет продукцию с маркой
BOS BISON в своем лучшем бутике, в центре Осло.
Нельзя не отметить, что меховые российские фирмы, начав работать с
мехом тюленя, явились первооткрывателями совершенно уникальных
технологий. Производители стран-лидеров меховой индустрии, такие, как
Греция и Китай, пытавшиеся шить тюленя по банальным, давно известным
правилам, потерпели фиаско и сразу уступили пальму первенства в этой
области России.
Петербургский дизайнер Ирина Танцурина
полностью перевернула отношение к меху тюленя, сочетая его с шелком и
кружевом при создании вечерней коллекции «Insomnia Time»(«Бессонница»
2002г.), полной роскоши и гламура. Она демонстрировалась в Посольстве
Норвегии в Москве и с восторгом была принята обычно сдержанными и
неэмоциональными скандинавами. Их потрясение можно понять, поскольку
отношение к меху тюленя на его родине, скажем мягко, прохладное и
утилитарное. Ирина создает для RIEBER SKINN A/S уже третью коллекцию.
Ее показ состоялся в Норвегии в июне 2004 года и имел большой успех.
Благодаря российским фирмам, производящим одежду для потребителей
среднего класса, общепринятое мнение, что изделие из меха тюленя – это
удобство и функциональность, вышло на новый уровень. Ярким примером
такой компании, успешно работающей на рынке морского зверя, является
московская фирма LEON ELIT. В изделиях этой фирмы все «высокие
технологии» и принципы работы с мехом тюленя проецируются на
промышленные коллекции, которые невозможно назвать повседневными из-за
редкости и необычности исходного материала.
Мех
тюленя имеет одно совершенно уникальное свойство – он не прощает
дилетантства. На нем невозможно незаметно скрыть дефекты. Никогда
некачественно сшитое изделие из морского зверя не будет выглядеть
хорошо. Это очень удобно для человека, который хочет приобрести изделие
из этого меха. Основной критерий качества: красиво – значит, правильно.
Чаще всего в продаже встречаются изделия из меха серки (более
низковорсовые, гладкие, блестящие, с оригинальным пятнистым узором) и
меха хохлача (ворс достаточно высокий и мягкий, узор слабовыражен или
отсутствует). Название «нерпа» относится к шкурам, добытым в Каспийском
море и на Байкале. RIEBER SKINN A/S поставляет шкуры других морских
зверей, например, котиков. Все изделия из морского зверя отличаются
долговечностью. Новой выделкой удалось достичь небывалой пластичности
шкур тюленя, а с помощью технологических «хитростей» - предотвратить
истирание изделия на перегибах.
Компания RIEBER SKINN A/S постоянно ищет новые возможности
использования тюленьей шкуры в эксклюзивных изделиях. Самой свежей
разработкой компании явилось предложение использовать шкуру тюленя,
обработанную по технологии выделки кожи. Проводником этих идей вновь
стала компания BOS BISON. На последней неделе российской моды (RFW
осень-зима 2004-2005) была показана коллекция одежды и аксессуаров из
кожи тюленя. Дизайнеров покорила эта новая фактура – толстая и мягкая,
с изумительной сеточкой глубоких краелюров. Кожа тюленя – дорогой
суперэлитный материал, поскольку на ее изготовление идут шкуры
высочайшего качества.
Успех компаний, работающих с морским зверем, объясняется умением
отвлечься от стандартных приемов в работе с этим оригинальным
материалом. Высокое качество и необычный дизайн изделий привели к тому,
что статус меха тюленя очень вырос. Его популярность приводит к
увеличению спроса на такую одежду и аксессуары. В связи с тем, что
добыча морского зверя ограничена, растет цена. И в скором времени,
когда откроется весь потенциал этого редкого материала, изделия из
тюленя займут достойное место среди элиты мехового мира, наравне с
русским соболем, рысью и шиншиллой.
|